Для растамана "травка" - предмет религиозного поклонения. В интервью журналу "Роллинг Стоун" Боб Марли говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе твою собственную суть. Все твои недостойные поступки открываются тебе травкой - это твоя совесть, и она дает тебе честную картину самого себя. травка заставляет тебя предаться созерцательному размышлению ... это всего лишь природный продукт, и она растет, подобно дереву". А вот что пишет журнал британских растаманов: "Посредством священной травы, которую создатель дал человеку для пищи (духовной) Е.Г.О. слуга отделяет себя от Вавилона, даже находясь посреди него. Человек очищает храм свой, воскуривая в нем этот божественный фимиам. Эта трава есть причащение Я и Я (так называет себя "братия растафари" - Н.С.) к Джа, к Псалмам, чтобы изгнать порочные понятия их Живой Церкви человека (по представлениям расты человек - сам себя храм, поэтому культовые сооружения излишни, - Н.С.) и преградить Вавилону дорогу назад. И хотя Система борется с травой, она не может помешать расте пользоваться этим божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари".

   Другим важным средством раскрепощения сознания считалось самодеятельное искусство.  У искусства есть могущество, чтобы освободить человека от определенных тягот, вызванных его образом жизни. Растафаризм выражается не в физическом образе, а в духовном понятии... Художники - пионеры духа. Мы,более молодое поколение растафари, должны сохранять наследие прошлого...Мы - те, кто должен добавить новые богатства в сокровищницу Черной культуры..."

  Самая броская внешняя черта растамана - для посторонних это стало визитной карточкой растафари - длинные локоны, скрученные в косицы. По задумке братии из Пиннакля, это была древняя "эфиопская" прическа, делавшая африканцев былых времен гордыми и непобедимыми, похожими на Льва Иудейского. Львиная грива действительно придает растаманам неповторимую импозантность.

   Локоны шокировали цивильных граждан, окрестивших их "дрэдлокс" ("ужасные патлы" - по-нашему это бы называлось "хайр"). Растаманы подхватили словцо, назвав себя "дрэдлокс", "Дрэдс" или же "нэтти дрэдс" ("нэтти" - искаж. англ. "курчавый", презрительное прозвище чернокожего, вывернутое растаманами наизнанку).

     Несмотря на гневные пророчества, относительно скорого краха Вавилона, братия состояла из добродушных и славных людей. Братская любовь и доброжелательность, как-то даже слишком непротиворечиво сочетавшаяся с ожиданием кошмарного конца Западной цивилизации, стали основой нравственного учения растафари. Труд считался в принципе похвальным делом - но не на Систему Вавилона (стремясь в слове вскрыть суть, раста переименовывает все и вся, в частности, найдя словцо "SHITSTEM" вместо "SYSTEM"). Карьера, участие в политике и прочая суета считались делом гнусным. Позой растамана стала спокойная величавость, мудрое достоинство, основанное на понимании мистического промысла Джа Растафари, великого таинства африканской мистики , неучастие в "крысиных гонках" копошащейся Системы. Девизом, приветствием и молитвой растафари стали слова "PEACE and LOVE".

   Вот отрывок из "Книги Бытия" растафари, написанной Расом Сэмом Брауном: "Мы, растафариане, предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов, но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни". Основные же заповеди расты ("Моральный кодекс") Рас Сэм Браун сформулировал так:

   Запрещено осквернять облик Человека надрезами, бритьем и стрижкой, татуировкой, уродованием тела.

   Необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается есть мясо, кроме свинины, моллюсков и т.д.

   Мы поклоняемся лишь Растафари и никаким другим богам, объявляя вне закона все формы язычества, хотя и         относясь с уважением ко всем верующим.

   Мы любим и уважаем человеческое братство, хотя в первую очередь любим сынов Хама (т.е. африканцев - Н.С.).

   Мы отвергаем ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д.

   Мы не принимаем ни наслаждений, предоставляемых нынешним обществом, ни его пороков.

   Мы призваны установить в мире порядок, основанный на братстве.

   Наш долг - протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую - любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

   Мы придерживаемся древних законов Эфиопии.

   Не соблазняйся подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе будут тебя прельщать враги; решимость тебе придаст любовь к растафари".

   Собственность в идеале должна была быть общей для всей братии.

 
   Отсюда - сознательное хитроумное словотворчество, словесная магия растафари. Из смеси просторечия, библейской и "философской" лексики братия создала свой язык - I-Language, или Dread-talk. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов делает песни рэггей похожими на камлание, текст становится заумью, загадочной и невразумительной, зато дает простор интуитивному переживанию и чувствованию. Характерная черта I-Language - наделение мистической силой слова "Я"("I") как символа приобщенности каждого человека к Джа. В "I" видели и символ "порядкового номера" императора, чье имя воспринималось как "Хайле Селассие Ай", и знак возвышенности и внутренного зрения ( по звучанию слов "high" и "eye"). "Я" как знак личностного начала заменяет и объектный падеж местоимений, себя же братия называет "Я и Я". По возможности "I" вставляется во все "хорошие" слова: Ithiopia, Iquality, Inity вместо Ethiopia, equality, unity.

     Где-то с 1972 г., а особенно - с выходом в 1973 г. второго записанного в Англии альбома Боба Марли и "Уэйлерз" ("Стенающих", первоначальное название, кстати, "Уэйлинг руд бойз") - "Burnin" - рэггей становится одним из самых популярных стилей рок-музыки,  а поскольку тексты в подавляющем большинстве касались идей растафари - считалось, что музыкант рэггей не развлекает, а проповедует, "выполняет духовную миссию", - то субкультура раста-рэггей очаровала черную молодежь, а заодно и раста окончательно превратилась в модный стиль, позволивший соединить "хипповость" с африканской самобытностью. Но это уже совсем другая история, к которой мы еще вернемся, но уже в следующий раз.

     Раста - это порыв уйти, вернее, вернуться к своей подлинной сути, бежав из Вавилона "домой", на свою духовную родину. "Белый" нонконформизм стремится к тому же, но - уйдя прочь из дома. Оказалось - по дороге.

     Для хиппи же раста оказалась притягательной  экзистенциальной способностью без внутреннего насилия и сожаления освободиться от Вавилона. Поэтому и опыт общин ортодоксальной "олдовой" братии привлек хиппи больше, чем призывы их черных ровесников разнести Вавилон к чертовой матери.

   Собственно, поверхностных "точек соприкосновения" можно надергать уйму: от дежурного уподобленитя музыкальными критиками фестиваля "Рэггей сансплэш" ежегодному Вудстоку, а группы растаманов из Сан-Диего "Кардифф риферз" (reefer - сигарета с марихуаной) - "Джефферсон Эйрплэйн" и "Грэйтфул Дэд" или названия первой группы Барретт (позже - ритм-секция "Уэйлерз") "Хиппи бойз" до того обрадовавшего недавно Америку известия, что Боб Марли, живший тогда в США, самолично придумывал и мастерил фенечки, которые его приятель Айбис Питтс продавал на фестивале в Вудстоке. Но главное - в глубинном сходстве. Растафари и хиппи - это однотипная реакция на разный жизненный контекст. Правда, преподаватель университета в Дар-эс-Саламе Х.Кэмпбелл возражает: «Движение хиппи было быстропреходящим явлением 60-х, а движение растафари остается выражением черного самосознания и панафриканского освобождения. В самом деле, кое-какое сходство в идеологических взглядах хиппи и расты имелось, но было бы неправильно отвергать рэггей и расту, как это делается в некоторых социалистических странах, как простое отражение упадка капитализма. Культура растафари неразрывно связана с будущим Африки" . Но это он так - не подумав, сказал: "кое-какое" и "быстропреходящим".

Конечно, главную роль в пробуждении интереса белых бунтарей к растафари, как и среди черной молодежи, сыграла рэггей, тем более, что заряд "прогрессивного" и психоделического рока .

   Именно через музыку мы познакомились ближе с верованиями и обычаями одной из самых необычных субкультур в мире: растафариан".
   
   По словам  одного американца, Кеннета Билби, "рэггей - это много больше, чем просто музыкальный саунд, вибрирующий накатывающейся волнами размер. Это образ жизни... Занятно, что эта черная милленаристская религия спасения, культ, проповедующий возвращение в Африку, крепко укорененный в особенностях социальной истории Ямайки, окажется столь зачаровывающим для американской молодежной аудитории 70-х. Без лишних рассуждений на эту тему, стоит упомянуть, что растафарианизм разделяет определенные внешние черты с ранним сан-францисским периодом движения хиппи, такие, как кое в чем парадоксальная философия "Мира и Любви", зацикленность на марихуане и предпочтение, отдаваемое длинным волосам. Хотя на этом-то общность побуждений и целей заканчивается, вокруг растафарианского триумвирата из политики, наркоты и музыки выстроилась некая мистическая аура". «В отличие от Европы, - цитирует Билби другого соотечественника, - в США рэггей более покорила белую богему, чем черную молодежь: шик рэггей превратился в некий радикальный шик, и это, возможно, было одной из причин того, что аудитория в гетто осталась к нему довольно безразличной. Зато песни рэггей настолько своеобразны, соблазнительно политизированы ... темы, которые они затрагивают, - это амброзия для вкусов белой молодежи из среднего класса: мир должен быть справедливей, люди должны любить друг друга, а марихуану надо легализовать... Политическая утопия рэггей достаточно проста, чтобы быть понятной каждому, и достаточно экзотична, чтобы потрясти и вдохновить белую американскую аудиторию".

   Правда, некоторые утверждают, что в рэггей белые нонконформисты увидели не совсем то, что там на самом деле содержалось: "Рэггей всегда была неотделима от растафарианизма. Хотя она привлекает множество белых, "потаенный" смысл рэггей остается сокрытым. В Британии братства растафариан тащатся от этой музыки и вникают в символизм текстов, который белые по-прежнему истолковывают неверно". Хотя, может быть, как раз именно белые последователи смогли правильно, без толкания смурных телег, груженых националистическими прокламациями, усвоить главную суть растафари?